Почему зимой 2016-2017 гг. выросли цены на пропан и стоит ли ждать их существенной коррекции
В последние годы спрос на сжиженный углеводородный газ в России заметно вырос, поскольку его стали чаще использовать для заправки автомобилей и отопления собственного жилья. Поэтому неудивительно, что многих потребителей взволновали возросшие в 2016 году цены на пропан, а также отсутствие их планового снижения в межсезонье. В данной статье рассмотрим основные причины возникшей ситуации и попробуем спрогнозировать будущее российского рынка газопродуктов.
Украина как основной фактор изменения ценовой политики
Главной причиной увеличения стоимости СУГ является появление нового крупного покупателя – Украины. За последний год рост потребления пропана на украинском рынке был колоссальным. В декабре объем закупок достиг уровня Польши – самого крупного на сегодняшний день потребителя пропана в Европе. Кстати, о специфике продажи сжиженного газа за рубежом можно прочитать в статье: чем отличается продажа пропана в баллонах за границей и на территории России.
Резко возросший спрос на СУГ в Украине обусловлен двумя моментами. Во-первых, это высокая стоимость бензина при невысоком уровне доходов у населения. К примеру, А-92 на заправках продается по 22 грн./литр (49 руб./литр). Во-вторых, невозможность быстрого наращивания производства собственного сжиженного газа ввиду минимального числа функционирующих НПЗ. По сути, сегодня работает всего один нефтеперерабатывающий завод в Кременчуге, поэтому и цена на пропан в стране также не самая низкая – 12 грн./литр (27 руб./литр). Впрочем, покупать газ все равно выгоднее, чем бензин, что и привело к подобному ажиотажу.
Цена на пропан выросла из-за спроса на него, например, на Украине
Ситуация в Украине самым непосредственным образом повлияла на ценообразование в России. Если раньше во время межсезонья наблюдалось резкое уменьшение спроса на нефтегазопродукты, в результате чего хранилища были переполнены, то сегодня практически весь излишек продается за рубеж.
Авария на Локосовском ГПЗ и плановый ремонт Московского НПЗ
Менее явным, однако также заслуживающим внимания фактором является простой крупных российских нефтегазоперерабатывающих предприятий – Локосовского ГПЗ и Московского НПЗ.
Локосовский завод – это самый мощный элемент в структуре Лукойла. На данном предприятии перерабатывается попутный газ из западносибирских месторождений в объеме более 2 млрд м³ в год. В середине лета ГПЗ приостановил свою деятельность по причине аварии, приведшей к возгоранию. И хотя по предварительным оценкам восстановление объекта должно было закончиться к концу 2016 года, более свежие данные свидетельствуют о том, что завод сможет полностью возобновить свои мощности не раньше третьего квартала 2017 года.
Авария на Локосовском ГПЗ привела к возгоранию
На еще одном крупном предприятии – Московском нефтеперерабатывающем заводе, расположенном в Капотне, с начала нового года начинаются плановые ремонтно-профилактические мероприятия. С учетом количества оборудования, работы займут 2-3 месяца, в течение которых производство СУГ будет приостановлено.
То есть на довольно длительный срок страна лишается сразу двух мощных заводов по переработке попутного газа. Беря во внимание данное обстоятельство, а также существенно возросшие поставки в Украину, можно говорить о недостатке сырья на внутреннем рынке, но никак не о его переизбытке. Это значит, что стоимость пропана-бутана, как минимум в ближайшие месяцы, будет оставаться высокой.
Чем обусловлена стабильность розничной цены на пропан
В отличие от оптовой цены, которая в некоторых регионах выросла до 30 тыс. за тонну (почти 17 руб./литр), ценовая политика розничного рынка почти не изменилась. Сегодня на отдельных заправочных станциях можно купить пропан-бутан по 20 и даже 18 рублей. Чтобы иметь прибыль, разница между оптом и розницей должна составлять минимум 5 рублей. Так почему компании, торгующие СУГ, сознательно идут на убытки?
Основная причина такой политики – стремление удержать покупателя в надежде на то, что биржевая стоимость газа скоро упадет. На самом деле, подобный подход является ошибочным. Во-первых, для роста цен существуют объективные причины, поэтому ценовую политику в конечном итоге придется пересматривать всем компаниям. Во-вторых, даже если клиент на данном этапе получит определенные преференции, нет никаких гарантий, что в будущем он не выберет конкурирующего поставщика, который предложит более выгодные условия поставки.
Прогноз на будущее
Существует ряд факторов, учитывая которые можно утверждать, что в ближайшем будущем не будет резкого понижения стоимости пропана-бутана. К ним относятся:
- увеличение внешнего спроса;
- отсутствие переизбытка внутри страны;
- рост налоговой нагрузки на нефтепродукты;
- инфляция.
Также не следует ждать снижения стоимости барреля нефти, поскольку данный фактор, как это ни странно, слабо влияет на ценообразование сжиженного газа. Об этом читайте в статье: почему цена на нефть снижается, а на пропан-бутан и бензин нет.
Необходимо принять тот факт, что правила игры на рынке изменились. Поэтому вряд ли повторится ситуация, когда тонна газа могла подешеветь сразу на несколько тысяч в результате снижения сезонного спроса.
Приобрести пропан-бутан можно у компании «Промтехгаз», которая предоставляет своим клиентам выгодные условия сотрудничества.