Малогабаритные газовые заправки
Использование газового топлива в автомобильном транспорте это перспективная идея, которая сдерживается рядом трудностей. Одна из главных – дефицит инфраструктуры. Пока на всю Россию всего лишь порядка двух сотен подобных заправок. Это означает, что владельцу автомобиля, чтобы «наполнить бак», порой приходится ехать даже не в соседний город – в соседнюю область.
С аналогичным вопросом, кстати, сталкиваются владельцы «железных коней», использующих в качестве топлива водород. И здесь одним из решений стало создание модулей, производящих и заправляющих водород непосредственно на месте: например, в домашнем гараже. Некоторые автопроизводители, кстати, предлагают их как комплексное решение одновременно с продажей машины.
Между тем совершенно очевидно: для обычного метанового топлива дело обстоит гораздо проще. Ведь его, в отличие от водорода, производить на месте не нужно. Метан достаточно взять непосредственно из газораспределительной сети, которая широко разветвлена. Его необходимо лишь сжать с помощью компрессора и затем заправить в автомобиль.
Привлекательная идея быстро нашла воплощение «в металле». В настоящее время на отечественном рынке нетрудно найти устройства различных производителей, позволяющие решить данную задачу на вполне приемлемом технологическом уровне.
С физической точки зрения, подобный агрегат вполне может быть установлен в любом месте. Необходимы лишь подключение к электрической сети (разные модели рассчитаны на различное напряжение: есть и на 220, и на 380 вольт), а также магистральный газ.
Как правило, «сердцем» подобной установки служит компрессор. Учитывая условия эксплуатации, о которых идет речь, совершенно очевидно, что он должен быть взрывозащищенным. Для подключения к энергоснабжению требуется также электрический шкаф. Все остальное – различные соединительные устройства, такие как заправочные шланг и пистолет.
Поскольку мини-заправка присоединяется к обычной бытовой газовой сети, то такое подключение совершенно аналогично присоединению таких устройств, как кухонная плита или котел. Эта часть, таким образом, не представляет особых технических трудностей.
Процесс заправки автомобиля от подобного устройства также не отличается сложностью. Нужно, во-первых, вставить в автомобиль заправочный пистолет, во-вторых, включить компрессор (при достижении нужного давления, а это 200 бар, он отключится автоматически), а в-третьих, просто отсоединить пистолет. Все.
Производительность мини-заправок варьируется в самом широком диапазоне. Есть устройства, рассчитанные всего на пару автомобилей в день. Это, по сути, «домашний вариант». А есть агрегаты, где число подобных операций подбирается к трехзначной цифре.
Метановые мини-заправки, по утверждениям поставщиков, гораздо проще в исполнении и обслуживании, чем промышленные установки. Соответственно, ниже и связанные с ними риски. Это позволяет владельцам избегать необходимости получать многочисленные разрешительные документы со стороны самых разных контролирующих инстанций.
Принципиальный вопрос – экономика проекта по установке мини-заправке. Цена устройств не так уж мало. По информации одного из продавцов, в зависимости от мощности агрегата и других параметров она может колебаться в диапазоне от 8 до 40 тысяч долларов США.
Кстати, технические газы и смеси для различных отраслей жизнедеятельности (начиная строительством и заканчивая медициной) вы можете найти на сайте https://idealgaz.ru/
Сумма большая. Но зато цена получаемого таким образом топлива даже не на проценты, а буквально в разы ниже, чем при использовании бензина.
Таким образом, с экономической точки зрения установка подобного устройства наиболее выгодна при относительно больших объемах заправки. Например, речь может идти о небольшом транспортном предприятии, таксопарке.
Для таких потребителей данное решение выгодно и по другим причинам. Заправляя автомобили на собственной территории, владельцы получают дополнительную возможность контролировать расход топлива, а также его качество. А это, учитывая некоторые печальные «традиции» отечественного автомобильного хозяйства, отнюдь не малозначимо.
Есть у мини-заправок и недостатки. Один из них связан с несовершенством нормативной базы, посвященной их использованию. Точнее, такая нормативная база практически отсутствует. Специального законодательства на этот счет в России попросту нет. А согласно нормам пожарной безопасности, оборудование с наличием сжатого природного газа необходимо устанавливать на расстоянии как минимум 35 метров от жилых и общественных зданий.
Таким образом, в отличие от многих других стран установка подобного оборудования в частном доме считается запрещенной. Правда, если речь идет о действительно личном использовании, не очень понятно, как об этом узнают «контролирующие инстанции».
Увы, похожий запрет существует и для предприятий. Как напоминает один из поставщиков мини-заправок, на производстве, руководствуясь теми же нормами, можно построить так называемый метановый газозаправочный пункт. Однако он должен располагаться на расстоянии не менее 25 метров от производственных или складских зданий и сооружений.