Машины на газовом топливе
Практика показывает: эксплуатация автомобилей на газовом топливе обеспечивает их владельцам множество преимуществ. Нужно лишь соблюдать элементарные меры предосторожности.
Конечно, эти правила хорошо известны специалистам. Но тысячам (а в перспективе, надеемся, и миллионам) водителей автомобилей на газовом топливе вспомнить о них нелишне.
Итак, в первую очередь следует помнить: эксплуатация машины не допускается, если истек срок испытания установленного на нем баллона. Более того, заправочным станциям, согласно нормативной базе, запрещено отпускать таким автомобилям газ.
Переосвидетельствование баллонов проводится раз в два года. Делается это на специальных пунктах, аккредитованных Ростехнадзором. А дата проверки размещается на специальной пластине на самом баллоне.
Категорическая рекомендация автовладельцу – следить за герметичностью и исправностью газового оборудования, регулярно проводя соответствующие проверки. Звучит сложновато, но, учитывая, что речь идет о бытовом устройстве, ничего сверхъестественного от водителя не требуется. Значительные утечки газа обнаруживаются на слух. Небольшие утечки – привычными всем с детства методами: с помощью машинного масла или мыльного раствора.
Есть и еще один способ наглядного обнаружения утечек. Как известно, пропан-бутановая смесь, выходя на воздух в виде жидкости, интенсивно испаряется, отнимая тепло. Поэтому серьезные утечки можно обнаружить по местам обмерзания нарушенных соединений.
Что делать, если утечка все же обнаружилась? В первую очередь нельзя ставить машину с неисправным газовым оборудованием в замкнутом помещении. Вообще, любой выпуск газа из системы нужно проводить на открытом месте. Помните, тяжелый газ скапливается внизу помещений и легко образует взрывоопасную смесь.
Производить какой-либо ремонт топливной системы при наличии в ней газа категорически запрещается. Это правило относится даже к таким элементарным операциям, как затягивание или раскручивание гаек в местах соединения газовой аппаратуры. Не пренебрегайте этим правилом! Иначе «ремонтировать самого себя» потом обойдется гораздо дороже.
Газ из топливной системы правильно удалять следующим способом. Сначала закручивается вентиль баллона, полностью отключая поступление из него топлива. Затем оставшийся в системе газ просто вырабатывается двигателем. А после его остановки остается только отключить электромагнитный клапан.
Для нормального функционирования двигателя вентиль следует открывать полностью. При этом закрывать вентиль без необходимости не рекомендуется. Это следует делать только в случае действительно длительного простоя автомобиля. И, конечно, в случае возникновения необходимости в ремонте системы.
Наконец, закрывание вентиля – это первая операция, которую следует выполнить в случае возникновения возгорания (конечно, если у водителя сохраняется такая возможность). Лишь после этого следует приступать к тушению. Кстати, автомобиль, работающий на газовом топливе, обязательно должен быть укомплектован порошковым либо хладоновым огнетушителем емкостью не менее 2-х литров.
Следует сказать несколько слов и о правилах заправки автомобиля, работающего на газовом топливе. В них также нет ничего сложного или невыполнимого. Однако следует отметить, что они все же несколько отличаются от того, к чему привыкли хозяева «железных коней», работающих на бензиновом либо дизельном топливе.
Самое главное отличие заключается в том, что заправка такого автомобиля должна производиться, когда в салоне нет ни пассажиров, ни водителя. Кстати, на больших газовых АЗС правила предписывают даже более строгий подход: пассажиров следует высаживать еще до заезда транспортного средства на территорию заправочной станции. А водитель выходит из автомобиля уже непосредственно на месте.
Категорически запрещается осуществлять заправку машины газом при включенном зажигании и работающем двигателе. Запускать его разрешается только после отсоединения от автомобиля рукава и установки заглушки на заправочное устройство.
И, конечно, нельзя заправлять машину в случае обнаружения каких-либо неисправностей в работе системы, арматуры баллона (либо его самого), перекосе струбцины и т.д.
В случае установки газовой мини-АЗС следует изучить все правила техники безопасности, необходимые для эксплуатации таких объектов. Их знание и исполнение – залог сохранности вашей же жизни, здоровья и имущества.
В них также нет ничего сверхсложного. Тем не менее, прочитав документацию, можно найти немало неожиданного и полезного, того, что человеку, далекому от газовых технологий, в голову просто не придет. Например, территорию газовой АЗС категорически нельзя озеленять растениями, которые при цветении которые выделяют хлопья, а также опушенные семена или волокнистые вещества.