Питтинговая (точечная) коррозия – это коррозионное разрушение, которому подвергаются исключительно пассивные металлы и сплавы. Является подвидом локальной коррозии.

 

Чаще встречается у сплавов из Ni, Zr, Al, тантала, нержавейки, нихрома и других. При точечной коррозии разрушению подвергаются только отдельные участки поверхности, на которых образуются глубокие поражения – питтинги в виде язв.

питтинговая коррозия

 

Рассматриваемый процесс состоит из следующих этапов:

  1. на поверхности металлических конструкций с защитной оксидной пленкой малой толщины происходит адсорбирование активных ионов, играющих роль активаторов процесса;
  2. в оксиде отмечается замещение некоторого количества кислорода указанными активаторами, что приводит к образованию комплексных поверхностных ионов с высоким уровнем растворимости;
  3. металл входит во взаимодействие с раствором из-за того, что имеющаяся пассивная пленка подвергается разрушению на отдельных участках, на которых потенциал поверхности имеет повышенный (по сравнению с основным материалом) отрицательный показатель.

 

Точечная коррозия начинается с поверхности образца и постепенно распространяется вглубь структуры, вызывая появление в материале полостей (язв). Чаще всего проявляется в местах различных дефектов нержавеющей стали.

 

точечная коррозия

 

Для защиты от питтинговой коррозии применяют следующие способы:

  • подавлением замкнутых питтингов посредством использования сульфатов, щелочных соединений, нитратов, хроматов;
  • легированием стальных сплавов при помощи введения в их состав молибдена, хрома, кремния либо иных металлов, обладающих высокой стойкостью к точечному ржавлению;
  • применением технологий анодной и катодной антикоррозионной защиты.

 

По размерам, питтинги классифицируют как:

  • Микропиттинг – менее 0.1мм
  • Питтинг – до 1мм.
  • Язва (пятно) – более 1мм.

 

Питтинг может быть закрытым, открытым и поверхностным:

  • Открытые питтинги хорошо видны на поверхности невооруженным глазом или под небольшим увеличением.  Если открытых питтингов очень много – коррозия приобретает сплошной характер.
  • Закрытые питтинги – очень опасный вид коррозионного разрушения, т.к., такие повреждения нельзя увидеть невооруженным взглядом, они развиваются вглубь изделия. Закрытый питтинг может послужить причиной пробоя даже в нержавеющих сталях.
  • Поверхностный питтинг развивается больше вширь, чем вглубь, образуя на поверхности изделия выбоины.