С наступлением зимы каждый из нас сталкивается с вопросами тёплой и комфортной одежды и обуви спасающей от холодов, приходится думать о витаминах, защищающих нас от простуды в зимнее время, о том, как утеплить своё жильё и т.д. Но все эти вопросы бытового характера. Если же взглянуть на проблемы, связанные с наступлением холодов в рамках мегаполиса, то становится очевидно, что самым главным вопросом в этом списке был и остаётся гололёд, который провоцирует ситуации, приводящие к ДТП и несчастным случаям.

 

Что касается автомобилистов, то тут приходится признать, что в связи с кризисом владельцы «железных коней» всё чаще пытаются сэкономить на зимней резине. Так уже к началу холодов продажа зимних шин в России сократилась на 32%. А количество аварий, связанных с обледенением магистралей, значительно возросло. В ДТП, как правило, страдают и пешеходы, которые поскальзываются не только на тротуарах, но и на дорогах, попадая под колёса не успевших затормозить автомобилей.

 

И именно в этот период огромная ответственность в борьбе с гололёдом ложится на коммунальные и дорожные службы. На помощь которым, в свою очередь приходят реагенты. Совершенно очевидно, что в России в период наступления холодом не обходятся без их применения. Но и здесь возникает множество споров и разногласий — какие противогололёдные реагенты применять. Ведь в спектр применяемых ПГР входят не только природного, но и искусственного происхождения. Попробуем в них разобраться.

 

Существуют три вида ПГР – твёрдые, жидкие и гранулированные. Твёрдые реагенты включают в себя:

  • смесь соли с песком. Она является сравнительно экологически безопасным материалом, подходит для любой погоды и имеет низкую цену. Но есть и свои недостатки. Пескосоль портит резину автомобилей и обувь. Кроме этого остатки песка во время оттепели забивают стоки, что добавляют работу коммунальным службам;
  • смесь соли и гранитной крошки. Применяется в основном для обработки пешеходных дорожек и территорий возле домов. Соль, безусловно вредит обуви и лапам животных;
  • гранитный щебень. Этот материал имеет массу плюсов – не содержит вредные химические элементы, прочный, устойчивый к любым морозам, великолепно препятствует скольжению, годен к многократному использованию. И всего один минус, который препятствует его массовому использованию – цена;
  • магниевая соль (бишофит).Этот реагент является аналогом технической соли, но имеет массу преимуществ – это безопасность для человека и животных, он менее вреден для окружающей среды, способен быстро поглощать влагу. Но, как и другие ПГР имеет огромный минус – он способствует коррозии, а соответственно вреден для автомобилей.

 

Жидкие реагенты — это реагенты, которые можно использовать только при сухой бесснежной погоде с температурой выше -5°С и только в качестве профилактической обработки. Жидкие реагенты включают в себя:

  1. хлорид натрия (техническая соль). Основные преимущества этого реагента его дешёвая цена и способность быстро растопить лёд. Но огромным минусом является негативное коррозийное воздействие на автомобили. Кроме этого соль разъедает лапы животных, обувь и колёса.
  2. хлористый кальций. Он является экологически безопасным. Основным его преимуществом является малый расход на большие площади и способность «работать» при низких температурах. Не смотря на то, что хлористый кальций не разрушает дорожное покрытие, он является сильным аллергеном для людей и животных, портит обувь и вызывает коррозию автомобильного кузова.

Гранулированные реагенты – самые дорогостоящие реагенты, состоящие из специально подготовленных гранул. Из-за высокой цены их практически не используют.

 

Итак, после ознакомления с семейством ПГР стало совершенно очевидно, что большая их часть имеет химическую основу и, так или иначе, оказывает негативное воздействие на здоровье людей и животных, экологию, автомобили, газоны, обувь. И не смотря на мнение экспертов, что с гололедицей можно справиться и без химии, активно применяя гранитную крошку и песок, ситуация на наших дорогах остаётся прежней.

 

И в данной ситуации хочется привести пару примеров того, как борются с гололёдом в Европе. К примеру, в Финляндии дороги посыпают гранитной крошкой, которую весной собирают специальной техникой, промывают и опять используют в следующем году. В Норвегии под автомагистралями прокладывают магистрали отопления и горячей воды, что не дает возможность снегу задерживаться, и кроме этого дороги посыпают гранитной крошкой. Что касается Германии, то там соль вообще запрещена к использованию в виде противгололёдного реагента. Здесь дороги просто чистят. Разрешено добавлять щелочь, но не более 25 грамм на квадратный метр. А в Канаде и вовсе при укладке дорог в асфальт добавляют верлимит, с помощью которого снег тает быстрее, а дороги являются антигололедными. В Белоруссии используют в качестве ПГР реагент на основе патоки. Этот реагент сохраняет дорожное полотно и кузова машин, а так же является экологически безопасным.

 

Как видите в Европе не прибегают к использованию химии, при этом и дороги чистые, и машины не ржавеют, и газоны зелёные, и обувь сохранена. Но это в Европе! А ждут ли нас положительные изменения? Этот вопрос долгое время, да и сейчас тоже, остаётся открытым. Но, что радует, уже в январе этого года ведутся активные обсуждения проблемы химии на дорогах России.

 

Член комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Олег Лебедев ещё осенью 2015 года вносил в Госдуму законопроект о запрете химии на тротуарах. Но поддержки так и не нашёл. Лебедев вновь выступил с инициативой рассмотреть законопроект о выборочном использовании химических реагентов одним из первых в январе 2016 года, в надежде увидеть положительные сдвиги уже весной. Речь в законопроекте идет о запрете использования химических ПГР на тротуарах, детских площадках и во дворах. Аргументируя своё предложение негативным воздействием химии на окружающую среду, экологию, обувь граждан. Но при этом о замене химических реагентов при обработки автомобильных дорог речь всё же пока не идёт. Так, что если пешеходам и удастся сохранить свою обувь уже следующей зимой, то о «железных конях» придётся позаботиться их владельцам.

 

Приходится признать, что максимально подвержены коррозии машины отечественного производства, так как совершенно не имеют химической защиты. Менее подвержены воздействию химии иномарки среднего класса, которые уже с завода выходят защищёнными от химических реагентов. И практически не подвержены коррозии дорогостоящие авто, т.к. подлежат серьёзной обработке ещё на стадии сборки. Но, как мы видим, ни первые, ни второе и ни третьи не защищены от пагубных воздействий на все 100%. Поэтому эти советы для вас, уважаемые автовладельцы.

Игры тут, здесь, тут, тут, тут, тут.

Готовьте своё авто к холодам заранее. В тёплое время года пройдите антикоррозийную обработку кузова. Это значительно снизит риск.Не забывайте мыть машину и делайте это как можно чаще, хотя бы раз в неделю. Следите за тем, чтоб бы работники автомойки добрались до каждой детали-пороги, брызговики, колесные арки, лонжероны-это основные места скопления химической грязи.Не экономьте на защитной полироли. Обработайте ей лакокрасочное покрытие всего кузова. Полироль создаст защитную пленку, которая не позволит реагентам разъедать покрытие.И, конечно же, помните о дисках и резине! Необходимо чистить их пару раз в неделю пенным очистителем для колес. Это поможет защитить ваши диски от ржавчины, а резину от разъедания. Берегите своего «железного друга» и удачи на дорогах!