Подрез при сварке
Подрез – это дефект в виде канавки вдоль шва на металле. Обычно возникают при слишком длинной дуге или недостаточном напряжении. Шов становится широким, температуры дуги для прогрева не хватает. Металл по краям быстро застывает, образуя эти канавки. Исправляется он более короткой дугой или корректировкой силы тока в большую сторону. При слишком высокой скорости сварки и повышенном напряжении сварной шов образуется «горбатым». Из-за быстрого затвердевания сварочной ванны также образуются подрезы. Уменьшение скорости сварки постепенно сокращает размер подреза и в конечном итоге устраняет этот дефект.
При угловом или тавровом соединении подрез образуется из-за того, что электрод больше направлен на вертикальную плоскость. Тогда металл стекает вниз, снова образуется канавка, но уже по другой причине: слишком сильном нагреве вертикальной части шва. Устраняется он снижением силы тока и/или укорочением дуги.
Наиболее часто подрезы возникают при сварке угловых швов и первых слоев многослойных стыковых швов.
Подрез приводит к резкой концентрации напряжений в тех случаях, когда он расположен перпендикулярно к направлению главных напряжений, действующих на сварное соединение. Для конструкций, работающих при вибрационных нагрузках, подрез существенно снижает прочность сварного соединения.
Устранение подреза производится наплавкой небольшого тонкого шва по линии этого дефекта.
В силу ряда причин допускается использование подреза сварных швов, которые чаще всего вынуждены использовать в сложных конструкционных решениях. Для точного определения необходимости устранения подреза, учитываются следующие факторы:
- Естественные габаритные размеры металлоконструкции, а также размеры сварного шва.
- Какое фактическое напряжение возникает внутри металлоконструкции, учитываются как начальное, так и остаточное напряжение.
- Общий вид имеющегося сварного дефекта, описание и характеристика.
- Механические параметры дефекта (текучесть, сопротивление, вязкость, пластичность и т.д.).
- Условия эксплуатации металлоконструкции, чаще всего определяются по параметрам состояния окружающей среды.
- Функциональная пригодность в дальнейшем изделия.