Большая удаленность от газовой магистрали вынуждает владельцев частных объектов прибегать к альтернативным вариантам газификации. В последнее время на просторах интернета появилось множество проектов, рекламирующих так называемые мобильные газгольдеры, которые представляют собой резервуар объемом 500-600 литров на прицепе. По заявлению разработчиков такие устройства решают вопросы автономного газоснабжения дач, временно используемых или строящихся объектов, а также небольших территорий, где установка стационарного газохранилища является трудновыполнимой.

 

Естественно, производители газгольдеров-прицепов отмечают несомненные преимущества перевозных конструкций, такие как мобильность, удобство эксплуатации и сравнительно небольшая цена. Тем не менее, существуют и некоторые «подводные камни», о которых обычно умалчивают в рекламных кампаниях. Именно о скрытых особенностях перевозных газовых установок пойдет речь в этой статье.

 

Вопросы регистрации и безопасной эксплуатации

Поскольку мобильный газгольдер предназначен для транспортировки и эксплуатации сжиженного газа, то есть относится к классу оборудования, работающего под избыточным давлением, к нему применяют соответствующие нормы и правила в области промышленной безопасности. В частности, нормативная документация обязывает регистрировать такие емкости в органах технадзора, если их внутренний объем превышает 100 л.

 

Однако здесь существует нюанс – регистрация необходима только в том случае, если газохранилище будет эксплуатировать юридическое лицо. Вместе с тем, использование мобильных и стационарных резервуаров физическими лицами не подпадает под Федеральные нормы и правила, поэтому в данной ситуации регистрацию газовой установки (а вместе с ней и строгий технический надзор) не выполняют.

 

Пользуясь таким положением, производители газгольдеров-прицепов регистрируют только прицеп, а к газгольдеру прикладывают лишь общую техническую документацию. Учитывая то, что большинство подобных конструкций являются продуктами «кустарного производства», безопасность их эксплуатации никто не гарантирует, поэтому использовать такой сосуд можно только на свой страх и риск.

 

Нельзя отрицать удобство доставки и подключения:

 

Как устроены мобильные газгольдеры

Типовая конструкция прицепного газгольдера состоит из следующих компонентов:

  • прицеп с одноосной или двухосной колесной базой;
  • каркас из оцинкованной стали;
  • тент для защиты от осадков и солнечных лучей;
  • стальная емкость для газа;
  • запорно-регулирующая арматура;
  • разборные соединения и гофрированные патрубки для подключения к потребителю.

 

Мобильный газгольдер на прицепе_

На одноосном автоприцепе

 

Поскольку прицепной резервуар относится к газохранилищам надземного типа, в зимний период возникает вероятность забутанивания газовой смеси, когда в результате низкой температуры испаряется только пропан, а бутан остается на дне емкости в жидкой фазе. Чтобы этого избежать, некоторые производители снабжают свои устройства дополнительной системой обогрева, которая дает возможность поддерживать рабочую температуру газа в любых условиях. Проблема в том, что получение сертификата на использование подобных нагревательных элементов во взрывоопасной зоне является сложным мероприятием, требующим серьезных финансовых затрат. Поэтому практически всегда такие системы являются несертифицированными, что не позволяет ощутить себя в полной безопасности рядом с устройством.

 

Для сравнения, подземные газохранилища не требуют дополнительного утепления, так как располагаются ниже уровня промерзания грунта. Поэтому подобные устройства считают более безопасными в эксплуатации. Подробнее о безопасности стационарных газгольдеров читайте в нашей статье.

 

Газгольдер из группы баллонов на прицепе

…можно встретить также в виде группы баллонов

 

Отличный обзор этого типа оборудования, однако он вводит потребителя в заблуждение — читайте ниже

 

Сложности заправки прицепных резервуаров

Согласно задумке создателей газгольдеров-прицепов, их главное преимущество должно заключаться в простоте заправки: при необходимости восполнения запасов газа достаточно присоединить прицеп к любому автотранспортному средству и подъехать к ближайшей заправочной станции. Однако на практике все намного сложнее.

 

Дело в том, что на автомобильных ГНС разрешено наполнять газом только специализированные баллоны, подключенные к топливной системе двигателя автомобиля и оснащенные мультиклапанами. То есть при попытке заправить газгольдер-прицеп от обычной распределительной колонки с большой вероятностью будет получен отказ.

 

Более доступный вариант заправки – использование пункта наполнения баллонов. Условно мобильный резервуар, конечно, можно представить в качестве баллона повышенного объема, однако в этом случае возникает сложность измерения количества газа в сосуде. Поскольку на большинстве ПНБ баллоны наполняют по весу, для 600-литровой емкости с автоприцепом сложно будет найти весы соответствующих габаритов. Теоретически для заправки можно использовать уровнемер, которым оснащают сосуд, но такой подход применяют только с разрешения владельца станции.

 

Вопрос рентабельности

Перечисляя «достоинства» конструкции, следует остановиться и на ценовом аспекте. Стоимость некоторых моделей газгольдеров-прицепов достигает 240 тыс. рублей, что эквивалентно приобретению «под ключ» стационарного газохранилища объемом 2500 л. То есть особой выгоды от покупки мобильной установки клиент не получит, приобретя взамен ряд эксплуатационных проблем.

 

Если же монтаж подземного резервуара невозможен по причине малой территории или объект будет эксплуатироваться на временной основе, тогда лучше воспользоваться групповой баллонной установкой, которая стоит дешевле и проще в эксплуатации. А главное, в случае использования сертифицированных емкостей не возникнет никаких проблем с заправкой. Более подробно об этом можно узнать здесь.